Каждый в отдельности у нас Кулибин с Тимирязевым. Но все вместе мы толпа круглосуточных дураков. (с) Михаил Задорнов
В 1958 г. американский мошенник Вайкари срубил $22,5 млн., придумав лохотрон под названием «25-й кадр». Этот бред уже опровергли сто раз; уже давно сам Вайкари признался в фальсификации, но... эта утка выжила, перелетев в страну «круглосуточных дураков». Здесь она жиреет прямо на глазах на деньги, «отборные» у наших налогоплательщиков.
ГАЗЕТА Los Angeles Times (25 августа 2002 г.) позабавила своих читателей статьей о 25-м кадре «Злоупотребление силой суггестии в русских рекламах» (Abusing the Power of Suggestion in Russian Ads). Поскольку США переболели этой болезнью еще в 1950-х годах и «в США не ведется мониторинг реклам на предмет подсознательных сообщений, так как это не считается проблемой», газета напомнила читателям забавную историю блефа о подсознательной рекламе; историю мошенничества, обывательского легковерия и неразборчивости СМИ. Газета удивляется тому, что этот «труп» эксгумировали в России. Аж через полвека!
Доктор технических наук Светлана Немцова, замдиректора Института телевидения и радиовещания (ВНИИТР), и доктор биологических наук Грант Демирчоглян, офтальмолог из Института физкультуры, подняли в российской прессе грандиозную шумиху о присутствии в телерекламах скрытых вставок, известных у нас под названием «25-го кадра», а в мире, как «сублиминальная», или подсознательная, реклама. Было торжественно заявлено, что создан чудо-прибор ОДСВ-1 (Опытный детектор скрытых вставок) для отлова незаконных кадров в телепередачах. Все трепещут!
На пресс-конференциях этот дуэт пугает легковерных простаков: «Мы находимся всего в одном шаге от сенсорного терроризма. И те случаи, которые уже известны – это только предвестники». Не больше, не меньше! Далее: «Скрытые кадры пагубно воздействуют на подсознание людей. Если, например, в таком кадре написано «Убей соседа» – человек может почувствовать необъяснимую агрессию и эта установка может сработать». (Здесь обычно все падают в обморок.) «Навязанная информация воспринимается помимо воли, это похоже на гипноз. Можно внушить любые поступки, идеологию».
Вот бы этим ребятам высказать этакое в 1958 году, когда американские психологи вдребезги разносили «теорию» Вайкари. Глядишь – мошенник слупил бы с легковерных корпораций еще пару миллиончиков.
«Навязанная информация» здесь, несомненно, имеет место быть, но только в головах наших уважаемых ученых. Печально, что это именно ученые. Правда, они работают в областях, не имеющих никакого отношения к экспериментальной психологии, той науки, которая исследует воздействия на сознание человека.
Но настоящий ученый тем и отличается от около- и псевдо-научного верхогляда, что он никогда не оперирует данными, предварительно все досконально не перепроверив. Особенно, когда эти данные столь социально значимы и когда они столь далеки от области его научных интересов.